История

Основатель обители – митрополит Стефан (Яворский), уроженец Правобережной Украины (1658), откуда его родители переехали в с. Красиловку в округе Нежина (ради верности Православию – в обстановке, когда после Хмельниччины и Руины власть католической Польши была вновь утверждена над Правобережьем), затем – слушатель Киево-Могилянской Академии и католических школ, постриженник Киево-Печерской Лавры, учитель в родной Академии и настоятель Николо-Пустынного монастыря в Киеве, участник посольства Киевского митрополита к Российскому патриарху, талантливый проповедник, автор ряда известных богословских трудов, с 1700 г. правящий архиерей Рязанской епархии и местоблюститель патриаршего престола (†1722) при замене царем Петром I патриаршества в Русской Церкви на синодальное управление (существовавшее до 1917 г.).

Желая употребить жертвуемые ему по разным поводам средства на богоугодное дело, владыка Стефан решил построить каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нежине, где настоятелем Свято-Николаевского собора служил в 1702-1730 гг. его брат протоиерей Павел Яворский. Закладка церкви состоялась в 1702 г. В 1704 г. владыка Стефан заключил строительный контракт с зодчим Григорием Устимовым. Уже во время работ, в своих бумагах иерарх оговаривался, что хочет устроить при храме монастырь. В победе Петра I над шведами под Полтавой в 1709 г. владыка Стефан увидел еще один мотив к созданию храма с обителью: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе». С 1712 г. архипастырь не раз присылал в храм Евангелия в окладах, напрестольные кресты и священные сосуды. При освящении храма 22 июля 1716 г. с участием владыки Стефана, Киевского митрополита, а также Черниговского и Переяславского архиереев, состоялось официальное учреждение монастыря, который получил название «Назарет Богородицы». Новая обитель была наделена землями, ее настоятель удостаивался звания архимандрита. О своем детище владыка Стефан заботился до самой кончины, присылая новые вклады деньгами и утварью.

Чувствуя приближение к вечности, владыка Стефан в 1721 г. передал монастырю свою богатую библиотеку. Отсылая ее в обитель, он написал в одном из каталогов книг латинские стихи, где есть строки: «Идите, книги!.. Счастливой дороги! Питайте умы других!.. Вы доставляли мне сладость и удовольствие. С вами, о книги, мне было приятно жить! Вы составляли мое богатство, славу мою, мой рай, мое утешениеВы доставили мне знаменитое имя, через вас снискал я любовь великих мужей!.. Уже не держать мне вас больше в руках: другая, Вечная книга пред взором моим предстает, – ее хочет открыть мне Господь, Который придет». В состав каталога входит и «Тестамент» со словами: «Даю же сии книги мои тому монастырю с сим намерением, дабы в нем была своя библиотека для ученых иеромонахов, которые бы могли наставлением сих книг с Божиею помощию Слово Божие проповедати и народ поучати, не в словесех премудрости, но в силе духа, и не себе проповедающе, но Христа распята, себе же образ добрых дел людем представляюще, яко Божия слуги». В том же «Тестаменте» («Завете») дана инструкция о хранении книг: «Дабы место удобное на тые книги усмотрел, или нарочно устроил, не деревянное, но каменное с затворами железными для огненного случая. Мне видится на трапезе палату сделать с полицами довольными и там оные держать за крепким замком»; «Усмотреть доброго и благой совести монаха или иеромонаха тогож монастыря постриженца и поставить его библиотекарем, или над книгами прилежным дозорцем, чтоб незабвенно надсматривал книг, и когда бывает ветер, чтоб затворы оконные отворял для провевания книг, чтоб не погнили, и не близко при стене каменной оные держал, бо от мокроты каменя кирпичного скоро погниют»; «Когда бывает ведро летом, выносить оные книги из библиотеки верными послушниками, при добром дозоре, и просушивать на солнце, не все разом, но по части: того дня – тые, иного – иные, и хранить всячески от гнилости и моля»; «В библиотеку никому не входить кроме архимандрита и библиотекаря, и кому верному они соизволят для послушания»; «Никому же от оных книг не давать, кроме тех, которые в том же монастыре труждаются в проповеди… под реестром, с подкреплением их руки».

Уже перед самой кончиной, 15 нояб. 1722 г. (почил 27 ноября) владыка Стефан направил в обитель последний денежный взнос с завещанием, в котором велел расписать храм, «как почали в алтаре», окончить трапезную церковь и помещение библиотеки, построить богадельню и «колокольню с большими часами для угодия всему городу». Не все замыслы иерарха были исполнены: его книги служили ученым монахам, но не в Нежине, а в Коллегиуме при Покровском монастыре Харькова, куда библиотеку перевезли по указу правительства в 1731 г.

В 1749-1756 гг. архимандритом обители был о. Митрофан (Горленко) – родич свт. Иоасафа Белгородского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорела трапезная. В том же году, в ходе ремонта, настоятель построил каменный корпус келий. В 1757 г. обитель частично пострадала от городского пожара.

В 1797 г. монастырь был опустошен большим внутренним пожаром. После него обитель предполагалось закрыть, но нежинцы убедили правительство сохранить прежний статус монастыря. Капитальный ремонт обители осуществил управлявший ею в 1803-1823 гг. архимандрит Виктор (Черняев) – болгарин, уроженец Черногории (1761) и воспитанник Киево-Могилянской Академии. Описание монастыря 1867-1868 гг. гласит: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый – создал, второй – воссоздал эту святую обитель». Являя пример подвижничества и возвысив благочестие среди братии монастыря, о. Виктор обратил на себя внимание многих жертвователей, с участием которых, а также на свои средства, сумел привести обитель в новое благолепие. Невзирая на досадный конфликт с правящим архиереем, отрешение от должности и выезд на родные Балканы, о. Виктор оставил о себе благодарную память в сердцах нежинцев, а сложившийся при нем облик монастыря не претерпел существенных изменений до рубежа XIX-XX вв.

В советское время обитель была закрыта, ее постройки использовали светские учреждения, главный храм пришел в аварийное состояние, другие строения также сильно обветшали. В 1999 г. началось возрождение монастыря.